СОБСТВЕННО ПОХОД

Из Москвы до Катманду с отменой регулярного рейса Аэрофлота добраться стало сложнее, но можно. До Дели, оттуда самолетом или поездом три дня через Варанаси. Через Бангкок и далее Thai или через Лхасу китайцами - очень дорого. Через Дакку, говорят, дешево. Может, еще какие есть варианты, поспрошайте у агентств.
Визу можно купить на границе или почти без формальностей получить в течение суток в посольстве. Цена едина - $30. Получите заранее - меньше торчать в аэропорту. Еще про аэропорты: в каждом гребут сбор непонятно за что, и если на внутренних рейсах он невысок, то по пути обратно сберегите около $15, причем в местной валюте, не спешите избавляться от всех рупий в Катманду. При проверке у входа в зал ожидания никому не говорите, что у вас есть зажигалка - отнимут. То же касается ножей. При мне человек пронес мачете, хоть его и ощупывал в отдельной кабинке непальский охранник.
Собственно поход начинается все в Лукле - деревне с аэропортом. Есть варианты на вертолете в Сьянгбоче, но это дорого и только для хорошо акклиматизированных. Из Катманду в Луклу ежедневно (если погода позволяет) летают три-четыре авиакомпании, причем каждая совершает по нескольку рейсов. Билет стоит от $80 (госкомпания) до $100 (частные, более новые и надежные самолеты) в один конец. Все рейсы утренние, так что вам как минимум день придется кантоваться в Катманду и вставать ни свет ни заря. В столице, с другой стороны, очень даже неплохо, там есть, что посмотреть.

Лету около получаса. Садитесь слева: во-первых в Twin Otter'ах слева один ряд кресел, а во-вторых, и это главное, слева будут горы. Возьмите очки солнечные. Чем ближе к кабине пилота, тем круче. Двери у них как таковой нет, и когда они резко заворачивают в ущелье и снижаются, вы можете фактически наблюдать посадку из кабины. Если нервы выдержат...

Выгрузились, забрали багаж, отмели предлагающих свои услуги портеров и гидов, обогнули удивительную посадочную полосу и оказались на главной и единственной улице Луклы. Можно перекусить, чайку с булкой хлопнуть - и в путь.

Все, что написано дальше, является примерным, но очень осторожным маршрутом. Будучи лучше подготовленным, вы сможете пройти его намного быстрее и даже сходить на озера Гокйо, о которых здесь ни слова. Однако всегда помните, что горная болезнь убивает очень быстро, не лишайте себя удовольствия пожить еще немного. Да и куда спешить, ведь по пути столько всего прекрасного, а Эверест никуда не денется, подождет. Еще Пирсиг сказал, что идти или ехать гораздо приятнее, чем прийти или приехать.

Названия деревень страны шерпов (пара слов про них) куда мы и отправляемся, даны в русской и английской транскрипциях. Вы услышите кучу вариантов этих названий, но потеряться не сможете - тропа ясная и людная, весьма оборудованная и не опасная.

Примерный план составлен очень осторожно, учитывает всевозможные варианты акклиматизационных вылазок и в общих чертах выглядит следующим образом:

День первый. Лукла (2860 м) – Монджо (2835 м). Перепад высот: +/- 200 м. Время в пути: 5-6 часов.
День второй. Монджо – Намче Базар (3446 м). +600 м. 4 часа
День третий.Акклиматизация в Намче. +/- 200-400 м.
День четвертый. Акклиматизация: Намче–Тхаме–Намче. +/- 350 м. 5 часов
День пятый. Намче Базар (3446 м) – Тенгпоче (3867 м). -350/+770 м. 4-5 часов
День шестой. Акклиматизация в Тенгпоче. Без перепада высот.
День седьмой.Тенгпоче – Дингбоче (4343 м). -90/+560 м. 5 часов
День восьмой. Акклиматизация у Дингбоче или Пхериче (4252 м). +/- 200-400 м
День девятый. Акклиматизация/Подъем (на выбор) Чхукхунг (4730 м) – Чхукхунг Ри (5417-5559 м) – Дингбоче (4343 м) или Чхукхунг – перевал Конгма Ла (5535 м) – Лобуче (4930 м) Перепад высот: +700/-300 (ночь: -300) или +800/-600 (ночь: +200). До 8 часов.
День десятый. Чхукхунг или Дингбоче – Лобуче или отдых в Лобуче. max. +600 м. До 6 часов.
День одиннадцатый. Лобуче– Горак Шеп (5184 м)– Кала Паттар (5623 м) – Лобуче. +/- 700 м. До 8 часов.

Три дня - на спуск.

А теперь подробно…

Пошли