День пятый
Намче Базар (3446 м) – Тенгпоче/Tengpoche/Thyangboche (3867 м) Перепад высот: -350/+770 м. |
|
До нашествия трекеров и альпинистов в Кхумбу самым высоким постоянно обитаемым поселением в районе было Пангбоче (3901 м), что всего в часе от Тенгпоче. Так что в ближайшие дни наш путь пролегает в основном в неприспособленных для жизни человека местах поразительной дикой красоты и волшебных гор. Впрочем, не без удобств. Впереди одно крупное поселение, к которому мы сегодня и стремимся – монастырь Тенгпоче – религиозная столица страны шерпов, главное культовое сооружение Кхумбу.
Монастырь Тенгпоче основал Лама Гулу, монах из Кхумджунга, по указанию настоятеля знаменитого Ронгбукского монастыря в Тибете, в северных предгорьях Джомолунгмы. Строительство основного храма завершилось в 1919 году. Тенгпоче – главный, но не старейший монастырь Кхумбу. По преданию, буддизм принес шерпам Лама Санге Дордже (Lama Sange Dorje/Sangwa Dorje) – пятая реинкарнация ламы Ронгбукского монастыря. В конце XVII века он перелетел через Гималаи и приземлился в южных предгорьях Джомолунгмы – в Кхумбу, оставив отпечатки своих божественных ступней в Пангбоче и Тенгпоче. Он же основал первые гомпы – в Пангбоче и в Таме. |
Храмы в Кхумджунге и Намче никогда монастырями не были – местные священники женаты, монастырский уклад им чужд. Первые монастыри появились около 100 лет назад в Тенгпоче и Тхаме, и молодых монахов отсылали учиться на ту сторону Гималаев, в Ронгбук. Позже недалеко от Пангбоче был основан женский монастырь в местечке с понятным русскому человеку названием Девоче (Devoche), а в 1946 году лама из Тенгпоче основал еще один монастырь – в Тракшиндо (Trakshindo), 2900 м, что в двух днях пути ниже Луклы. Небольшой, но славящийся своей активностью женский монастырь Ани есть в Тхамо.
Но вернемся в Тенгпоче. Построенный в 1919 году храм был разрушен землетрясением 1934 году. Под обломками своего создания (по другой версии – от потрясения) погиб и Лама Гулу. Храм вновь отстроили, захоронив останки ламы внутри. Но совсем недавно, в январе 1989 года, в храме случился пожар: часть утвари и книг удалось спасти (впоследствии бесценные книги пересняли на микропленку), но пожар был такой силы, что не только здание сгорело дотла, но и камень, хранивший отпечаток ступни Ламы Санге Дордже, лопнул в пекле. За год до этого в монастыре появился собственный генератор и электричество, которое, судя по всему, и стало причиной несчастия.
За три с половиной года – с января 1990 по сентябрь 1993 года – на прежнем месте возвели новый храм – на этот раз каменный – и восстановили систему энергоснабжения, что позволяет даже иногда подсвечивать храм по ночам. С тех пор братия удвоилась – с 30 до 60 монахов.
Дорога к храму из Намче ведет на восток, мимо полицейского участка и дальше через Кьянгджуму, совпадая с маршрутом первого акклиматизационного дня в Намче. Монастырь виден почти сразу - на хребте точно посредине панорамы. Не сворачивая с тропы налево, к Кхумджунгу, примерно через полтора часа тропа приводит в деревню Санаса (Sanasa), 3580 м, населенную преимущественно тибетцами. От этого и обилие сувениров, якобы тибетского происхождения. Вполне очевидная тропа за Санасой немного петляет по склону, а затем спускается к довольно крупной деревне Трашинго (Trashingo) и дальше вниз, через лес к мосту через Дудх, подвешенному чуть ниже по течению от места слияния Дудха и Имджи (Imja Khola). Это самый низкий отрезок пути от Намче – здесь всего 3250 м, а впереди 620-метровый подъем к монастырю, на котором не редки встречи с кабаргами и тарами. За мостом в деревне Пхунки Тенга (Phunki Tenga), 3250 м, – молельные барабаны, приводимые в движение водой. За ними начинается подъем, поначалу крутой, затем более пологий. Отсюда открывается величественный вид на стену Квангде, возвышающуюся над скрытым от взгляда Намче. Долгий путь наверх выводит к расписным воротам монастыря – арке, именуемой кани, призванной очистить ступающего на святую землю от духов сомнения, страха и зла. Через минуту появится ступа, а рядом с ней и монастырь. Говорят, из Тенгпоче открывается самая потрясающая в мире горная панорама. Тот, кто пойдет дальше, увидит горы ближе, но не лучше. Отсюда видны Квангде, Тавачи (Tawachee, 6542 м), Эверест (Everest, 8848 м), Лхотце (Lhotse, 8501 м), Нуптце (Nuptse, 7879 м), Ама Даблам, Кантега (Kantega/Kangtaiga, 6779 м) и Тхамсерку. Глядя из Тенгпоче на Кантегу становится понятно, почему она получила имя, означающее “седло лошади”. В Тенгпоче помимо монастыря есть пять гостиниц, три из которых принадлежат монастырю. Места для палаток также контролируются монахами, которых в монастыре около 60; они собирают деньги с расположившихся трекеров и могут не пустить на забронированные для групп площадки. Устроиться на ночлег в Тенгпоче во время недельного фестиваля Мани Римду практически невозможно. Фестиваль проходит в полнолуние октября-ноября (в Тхаме – в мае). Так же людно здесь и в субботу вечером после традиционного базара в Намче. Как вариант можно рассмотреть размещение в соседних деревнях – дальше по маршруту. |
|
Практически никто не пытается залезть на Эверест и другие пики Кхумбу без благославления ламы Тенгпоче. Впрочем, с ним можно встретиться и так, особо не рискуя жизнью. Нельзя забывать только о том, что в буддийских храмах нельзя находиться в обуви и головных уборах, нельзя перешагивать через священные книги и молельные флаги или сидеть на них, а ламе нужно обязательно подарить белый шарф, называемый ката, и дать денег.
У монастыря есть страница в интернете http://www.tengboche.org/, где сказано, что лучше всего посещать его с 8 до 10 утра и с 4 до 5 вечера, когда проходят службы. При этом нужно сесть спокойно справа, не мешать, не пить, не курить, не снимать со вспышкой.
Нынешний настоятель, которого шерпы зовут Тингпоче Римпоче (фото), живет неподалеку в домике, именуемом Лабранг, и лучше всего навещать его после девяти утра. Более оригинальное имя - Нгаванг Тензин Зангбу (Ngawang Tenzin Zangbu) - настоятель получил еще мальчиком, когда простым сыном шерпы из Намче Базара отправился с родителями в Ронгбук, и тибетский лама распознал в нем реинкарнацию римпоче Тингпочского монастыря., Он не говорит по-английски, но зато родился в один день с Далай Ламой в 1935 году (ровно через год после землетрясения), и если вы просто хотите подарить ему шарфик и рупий, поулыбавшись друг другу, можно идти без переводчика. Лама с готовностью проповедует буддизм группам с переводчиком, но об этом стоит договариваться заранее, потому что он главный лама Кхумбу и не всегда бывает в Тенгпоче.
В храме две основные статуи – Авалокитешвары (Пава Ченризыг) и Падмасамбхавы (Гуру Римпоче). В приделе – четырехметровый Будда (Сакьямуни).
При монастыре есть библиотека книг о культуре, религии и истории на разных языках, которую лама (только настоятеля шерпы называют “лама”, монахов они зовут “тава”) собирает для обучающихся здесь же монахов, а также школьников Кхумбу и трекеров.
При монастыре есть так называемый Экоцентр, где показывают 30-минутный фильм про монастырь, снятый датчанином Стином Стендером. Кино можно купить в магазинчике при монастыре, который открыт утром и после обеда. Там же продаются майки, благовония, молельные флаги, открытки и сувениры, доход от продажи которых идет на содержание монастыря и прилегающих территорий.
Поддержать монастырь можно и другим способом – просто дать денег. На сайте Тенгпоче есть даже расценки: годовое содержание одного монаха стоит $700, например. Можно заказать буддийскую службу в честь себя и своей семьи за $150, можно оплатить питание всех монахов монастыря в течение одного дня – $50, а можно просто предложить всем 60 монахам чаю ($15).
В монастыре есть телефон (977) 192 20 11. Скоро будет интернет.