Ущелье Алмаарасан - перевал Проходной

Маршрут этой двухдневной вылазки в страну сурков Киргизию начинается либо на космостанции (тут все про нее), либо в ущелье Алмаарасан. Поскольку придется возвращаться, можно начать с космостанции, а на обратном пути спуститься в Алмаарасан.
Допустим, вы меня послушали и влезли на космостанцию, что на перевале над Большим Алма-атинским озером. В этом случае просто идете дальше - спускаетесь с перевала, по тропе, потом - вниз, в долину, вдоль реки к горному цирку. Вот так:

Космостанция осталась слева, ее не видать за каменистым склоном на переднем плане. В конце долины надо взять правее - перевал указан стрелкой, но его не видно за хребтом. Путь очевиден, а сам перевал Проходной - пологое седло на высоте 3600 метров над уровнем моря - помечен горой камней, напоминающей рекламный ролик покойного банка Империал про покойного злодея Тимура. Перевал - граница между Казахстаном и Киргизией. Никаких опозновательных знаков. Если и увидите пограничника - только казахского и не иначе как в долине. Не забудьте документы.
За перевалом - озеро Алма-Аты. Очень красивое, как всё в Киргизии:

Тут в принципе можно и разворачиваться, до города отсюда около шести часов ходу. Сюда от космостанции - около трех. Все реки по пути переходятся по камням.
Если время девать некуда, идите дальше. Даже на этом снимке видно, что обходить озеро справа по тропе - мокро. Идите слева, спускайтесь в долину реки Алма-Аты. Через час-другой пути придете к слиянию двух рек:

Река через три часа человеческого пути впадает в Чонг-Кемин, главную водную преграду на пути из Алма-Аты на Иссык-Куль. За два дня при наличии моста через Чонг-Кемин (летом 2003 года отсутствовал) можно дойти до Иссык-Куля. Для этого, переправившись через Чонг-Кемин, идите на запад (направо) по дороге. Пройдете огромную морену и в первом ущелье с елками поворачивайте в горы (налево) вместе с дорогой. Перевал - 4000 м, не фигня какая-нибудь. Оттуда еще километров 20 до селения Чон-Сары-Ой на берегу Иссык-Куля.
Другой вариант (мосты развели) - в обход. Доходите по изображенному выше ущелью до Чонг-Кемина и поворачиваете на восток (налево), шагаете до такого места выше по течению, где река пересекаема без риска для жизни, переходите и - наверх к перевалу Аксу (4050 м) по леднику. Держитесь на леднике левее.
Самый короткий маршрут на Иссык-Куль - не тут. Он начинается у Большого Алма-Атинского озера, проходит через перевал Озерный (3600) и тоже выходит к леднику и перевалу Аксу. Маршрут частично просматривается на этой панораме (от озера налево по дороге вдоль реки).
Если же вы не собираетесь на Иссык-Куль (4-5 дней), и у вас на все про все - выходные, можно ставиться тут. У озера хуже - ветер и вообще холодно. Вид на озеро на обратном пути еще прекрасней:

Справа - седло Проходного перевала.
Возвращаться веселее по ущелью Алмаарасан - идете по реке, НЕ поднимаетесь обратно на космостанцию, а ломитесь ниже, по правому берегу. Через некоторое время хорошо вытоптанная тропа уйдет высоко на склон, а потом углубится в лес. Часа через четыре после перевала тропа неожиданно приводит к островку цивилизации - какому-то пансионату и плакату о пользе ходьбы. К этому моменту вы и сами поймете целительную силу общения с сурками, орлами, лисицами и неопознанными тушканами с длинными желтыми хвостами.
От пансионата асфальтовая дорога приводит к конечной тех же маршруток и автобуса, что везут от города до поворота в Озерное ущелье (часть описанного тут маршрута к Большому Алма-атинскому озеру). Нет автобусов - ловите попутку. Привезет в город, на круг у пересечения Аль-Фараби и Навои.
Маршрут открыт с конца июня (в лесу могут быть клещи! на космостанции - нет) по конец сентября.