Большое Алма-атинское озеро

Одна из самых простых прогулок, имеющая массу сложных и не очень продолжений. Если к Чимбулаку ведет приличная асфальтовая дорога, уходящая из центра города прямо в горы вдоль Малой Алма-атинки, то ущелье с озером, где течет Большая Алма-атинка, гораздо менее доступно и обжито, однако обширнее, красивее и имеет массу несложных выходов на юг, включая закрытую по состоянию на 2003 год автомобильную дорогу до Иссык-Куля в Киргизии. Одно озеро чего стоит.

Маршрут открыт почти всегда, разве что в мае-июне нужно опасаться клещей ниже озера, а зимой много снега и доехать проблематично, хотя дорогу чистят, и "Нива" проходит аж до озера и выше.

Автобусы и маршрутки ходят до входа в ущелье от круга на Аль-Фараби/Навои. Если на моторе - по Аль-Фараби вдоль гор на запад до первого большого круга, на нем налево, в сторону резиденции Назарбаева, местного президента, вдоль пустыря на месте яблоневого сада, вырубленного под школу жены местного президента. За поворотом во дворец, помеченным постом ГАИ, хорошая дорога заканчивается, зато начинаются кафе и рестораны. За ними - антиселевая плотина и пост экологического контроля, на котором сдерут по $1 с человека и еще немного за транспортное средство. Вскоре от дороги, продложающейся в сторону пионерлагерей в ущелье Алмаарасан, случится ответвление на юг (то есть, налево) помеченное автобусной остановкой, кафе и колодцем. Здесь - конечная автобуса. Отсюда по заставленной машинами арбузоедов и пузогреев дороге, местами асфальтированной, - 8 км до трубы. Это начала подъема. На моторе из города, если знать дорогу, можно доехать за 1500 тенге ($10). Конечным пунктом можно обозначить "Первую ГЭС, ту, что за Второй, по Алмаарасану, чуть выше, за постом, к трубе мне, дорога там нормальная, люди за "запорах" проезжают". Скорее всего, таксист довезет, хоть всю дорогу будет сокрушаться, как же он тут еще ни разу не был, хоть всю жизнь провел в Алма-Ате.

Перед трубой (ее видно по пути, прямо по ходу движения, она уходит по склону вверх) дорога раздваивается - та, что уходит налево по указателю "Отель Альпийская Роза", идет на озеро и проходима для крепких машин. Та, что продолжается прямо, огибая забор неведомого учреждения, заканчивается тупиком у трубы, по которой вода из озера поступает на потребу жаждущих алма-атинцев. Можно подниматься пешком по дороге, но это намного дольше, к тому же в одном месте весьма опасно из-за каменной осыпи.

Первые несколько пролетов трубы - самые крутые. Преодолев их минут за 20-30, вы сможете выйти на дорогу недалеко от первого, почти разрушенного моста, и дальше следовать по дороге, иногда срезая в очевидных местах. Заблудиться невозможно, труба приведет к озеру. Урбанисты ходят прямо по трубе. Вот как выглядит начало подъема сверху:

Примерно за час-полтора вы дойдете до озера, поднявшись примерно до 2500 метров над уровнем моря. Выйдете на плотину и вам откроется чудесный вид, который я не покажу. Зато вот вам панорама озера с юго-западного берега:

Цифирями тут помечены важнейшие объекты: 1. Плотина, на которую, вы собственно, притопаете из-за левой границы снимка. 2. Ущелье Озерное, по нему самый короткий путь на Иссык-Куль и вообще в Киргизию, что в нескольких километрах отсюда. 3. Пик Советов, в облаке, толком не видно. Рассказ о том, как на него забраться, лежит тут.

Можете обойти озеро слева, насобирать грибов или заняться другим полезным делом. Можете шагать дальше по дороге по ущелью, там красиво. На поход до брода и обратно уйдет от трех до пяти часов. Прекрасные виды, цветные морены, красивая река. Вот вид сверху:

Жми на фотку, дабы рассмотреть детали. Если ломает, тогда так объясню: река Озерная течет слева направо, через весь снимок. Вы пойдете справа налево. Брод находится у огромного языка черной морены в центральной части снимка.

Обойти озеро вокруг не получится, если только вы не сравнимы прытью с горным козлом. Посему, вернувшись, можете прогуляться часок до обсерватории, что над озером. На снимке, сделанном с юго-восточной стороны, она помечена стрелкой:

Летом 2003 года там дежурили пограничники, проверяли документы, но не придирались. Обсерватория действующая, там серьезные телескопы и товарищи ученые, доценты с кандидатами. Есть где переночевать, ночью дадут посмотреть на Луну и прочие безжизненные объекты, заполонившие небосклон. Очень интересно. Иногда всякие эксцентричные иностранцы устраивают там техно-пьянки. От обсерватории дорога уходит выше, на космостанцию. Но это отдельная история.